«УДОМЕЛЬСКАЯ СТАРИНА» № 45, декабрь 2006 г.

Печать

Эпиграф к номеру:

Россия, Русь - куда я не взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы...

Н. Рубцов


В настоящем номере представлены материалы о «простых» удомельцах, которые ничем «особым» в жизни не отличились - они просто жили вместе со страной ее бурный 20-й век.


***

ОБРЕТЕНА МОГИЛА ХУДОЖНИКА ГРИГОРИЯ СОРОКИ

19 сентября у д. Покровское Удомельского района Тверской области состоялось открытие надгробного памятника на могиле художника Григория Васильевича Сороки (1823-1864) – талантливого ученика А.Г. Венецианова. Памятник установлен по инициативе удомельских краеведов, хлопотами и трудами Председателя «Союза художников России» В.М. Сидорова.

Место могилы художника считалось утерянным. Удомельские краеведы, не зная его, собирались установить символическое надгробие на предполагаемом месте захоронения - у останков храма и кладбища. Эта информация прошла по тверской прессе. Ее уловил  В.М. Сидоров, который в 1960-х гг. несколько раз бывал в Удомельском районе, собирая материалы о жизни и творчестве художников. Место могилы художника ему указала бабушка из д. Поддубье, а он, в свою очередь, указал его в июне 2006 года удомельским краеведам и представителям власти.
Автор памятника – заслуженный художник России, председатель правления Тверского отделения «Союза художников России» скульптор Евгений Андреевич Антонов.

На открытии памятника присутствовали: правнучка Г. Сороки Варвара Григорьевна Новосильцева (1913 г.р.), губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, В.М. Сидоров, художники из Москвы и Твери, должностные лица и жители г. Удомли и Удомельского района.

По благословению Патриарха Алексия II состоялось отпевание Григория Сороки. (Как известно, он покончил жизнь самоубийством и был похоронен за оградой кладбища; только это, по большому счету, и сохранило ее до наших дней).

Состоявшееся событие имеет общероссийское значение. А удомельская земля обрела еще одну святыню...

***

Уважаемый Дмитрий Леонидович!  С удовольствием читаю и собираю Ваши издания альманаха «Удомельская старина». И поскольку 2006 год объявлен  «Годом краеведения», хочу рассказать Вам о своём деде - Николае Васильевиче Новикове, написать его биографию. Да и дед был краевед и собиратель. Его биография должнаа быть типична для многих граждан Советской России, но когда пишешь её, начинаешь познавать живую историю своей Родины. Правда, всё больше беды, чем счастья. Быть может, и мой очерк найдет отклик у земляков, читающих «Удомельскую старину».

Потапов Борис Дмитриевич, Санкт-Петербург


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НОВИКОВ
- след в истории Удомельского края

Николай Васильевич Новиков. Вся его жизнь связана с Удомельским краем и уверен, что ещё многие помнят его по опубликованным статьям в районной газете, да и по делам.

Всю жизнь он был человеком неравнодушным и считал, что и от его мнения и голоса что-то изменится к лучшему. До 60-х годов Н.В. был внештатным корреспондентом газет «Сталинский призыв», «Путь Октября», «Знамя труда». Его статьи о прохудившихся крышах коровников, о неправильном севообороте, о чиновниках-казнокрадах, всегда находили отклик у простых людей деревни; ярость, отрицание и возмущение вызывали они у мелких колхозных чиновников и закостенелых партийцев. Н.В. был активным членом партии.

Родился Н.В. 4 февраля 1906 года на хуторе Ильино, что в трёх верстах от села Липны Кузьминской волости, в семье крестьян Василия Павловича и Екатерины Никифоровны Цветковых (род. 1868, ум. 1949). Теперь в тех местах бушует молодой лес, не прижились к земле колхозы и совхозы.

Дед Николая Васильевича – Павел – погиб в русско-турецкую войну (1877-1878). Семья Василия Павловича бедствовала, поднимая на ноги сына и трёх дочерей, но приобретённый хутор, природное трудолюбие и вера, позволили ему к 30-м годам иметь большое личное хозяйство. На хуторе были две лошади, три коровы, два телёнка, много овец, три сенных сарая, пароконный плуг, пружинная борона, веялка, молотилка с конным приводом, мялка льна на 36 валков, косилка, сепаратор для молока. Власть позволяла иметь надел земли 8 га, 10 га леса, 15 га покоса. Во владении был и дом на две половины: летнюю и зимнюю. Хозяйственные постройки: овчарня, коровник, конюшня, хлебный амбар, гумно, водогрейка, ледник, погреб, сарай для снопов, рига. Всё это пример крестьянских усадеб, которые появились в период НЭПа после разорения имений помещиков-землевладельцев, хотя основы хуторского хозяйства были положены ещё  Столыпинскими реформами в царской России.

В 20-е годы Николай Васильевич сменил фамилию Цветков на Новиков.  Законодательство того времени позволяло это сделать любому гражданину. В Тверской губернии этот процесс был очень активным. Позже женился на Анне Васильевне Калининой, но семья зарегистрировалась как Новиковы. В 1929 году был на военных сборах. В конце 20-х годов Н.В. поступил учиться в Вышневолоцкий педагогический техникум. Закончил его уже в период раскулачивания крестьян.

Всё в жизни изменчиво. Пришла очередная беда и в деревню. Вот что рассказывал Николай Васильевич, которого не принимали на работу учителем как сына кулака Цветкова В.П.:

 – В период раскулачивания крестьян быстро объявились «активисты – пьянь и рвань», и под девизом «отнять и поделить», при поддержке власти реквизировали всё, даже лапти, заготовленные впрок хорошим хозяином. Многое было разграблено да и пропито потом «активистами». Отличились на липенщине Васька Белоусов и Мишка Родин. Кулаки подлежали аресту и ссылке. Василий Павлович Цветков в ночь пред арестом бежал из района и очень надолго.

Пришлось Николаю Васильевичу Новикову заниматься извозом в Вышнем-Волочке, чтобы поднимать теперь уже своих детей. И всё же РОНО не оставил его не у дел, и он был принят учителем в Ильинскую школу, где работал до 1937 года. Вступил в партию. С 1937 года Н.В. стал директором Озеро-Горской средней школы в Удомельском районе. Поступил учиться в Московский университет.

В 1941 году, через месяц после начала войны, он уходит на фронт, оставив дома жену и трёх детей – подростков. Его дочь Ольга позднее стала моей матерью. Победу над Германией встретил в Кёнигсберге в составе Прибалтийского фронта, имел воинские награды. Домой вернулся осенью 1945 года после окончания войны с Японией. С этой войны привёз солдат-победитель банку яичного порошка производства США и две немецкие шинели. Конечно, был счастлив! В этих шинелях младшие братья моей матери, ходили в местную школу до 50-х годов.

После войны Н.В. опять идёт работать в школу, заканчивает учёбу в Московском университете, становится преподавателем немецкого языка в школе.

А в 1949 году вернулся из скитаний больной и уставший от этой жизни старик – мой прадед Василий Павлович (отец Н.В.). Николай Васильевич не побоялся, поехал в прокуратуру, зная, что сокрытие грозит наказанием всей семье. Но прокурор разрешил 81-летнему старику доживать свой век без уголовных преследований. Так и умер на родной земле Цветков В.П., похоронили его на погосте в сельце Карельском Удомельского района.

Шли годы. Ушёл из жизни Сталин В.И. – «отец народов». Руководство партией возглавил Н.С. Хрущёв. В 1960 году состоялся пленум Удомельского райкома партии об использовании кукурузы в севообороте полей. Н.В. выступил с резкой критикой, утверждая, что «клевер растёт у нас лучше, чем царица полей». Реакция руководства не заставила себя долго ждать. Через несколько дней в школу прибыл инспектор РОНО с приказом, подписанным зав. РОНО А. Сорокиной, о снятии Н.В. с должности директора школы и о переводе на должность учителя географии. Гордость деда была уязвлена. Человек, который покупал себе яблоки со школьного участка, чтобы от имени школы купить на эти деньги ботинки босоногому ученику, берёт расчёт и сдаёт школу инспектору в тот же день.

На другой день Н.В. уехал в г. Псков в областной Отдел народного образования. Там ему было с радостью предложено стать директором Колпинской восьмилетней школы Печерского района. Семья перебралась на новое место. Н.В. также активно стал помогать односельчанам. Шли к нему с печалью и с радостью.

В 1968 годы вышел на пенсию, вернулся на родную землю, где прошла его молодость и молодость жены –  на Липенщину. Поселился в деревне Тормасово-Комарно в доме родителей жены, включился в общественную жизнь района. В эти годы он, страстный охотник, пишет заметки о природе, о повадках зверей, публикует материалы в районной газете «Путь Октября». Вместе с внуками нашёл стоянку первобытного человека на Спасском озере (озеро Ульстьим), пишет статью «Находки Спасского озера». В летнее время для пополнения семейного бюджета вместе с тремя внуками – заготавливал по ручьям и оврагам сено, которое сдавал в колхоз. Умел и любил играть на гармони. Сам не только играл очень много, но и собирал наигрыши по соседним деревням, записывая их на магнитофон. С тех, как бы и недавних, времён у меня и хранится музыка деревень Захарово, Баглаево, Боронатово.

После ухода Н.В. из жизни в доме остались его заметки, некоторые дневники, фотографии учителей и школьников, хотя большую часть заметок он завещал похоронить с собой.  Умер мой дед в 1993 году в возрасте 87 лет, до последних дней имел хорошую память и здравый ум. Последняя книга, которую он читал, была «Астрономия». Погребён Н.В. на Котлованском погосте.

Б.Д. Потапов, д. Тормасово-Комарно.  2006 г. 

 

***


ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ: СЛОВОМ И ДЕЛОМ...

Словом…

Годовой круг традиционной России был богат на праздники, их было очень много: примерно сто сорок-сто пятьдесят (по данным конца XIX века). Самыми древними являлись «земледельческие» праздники русов – далёких предков русского народа. Они начинались в декабре, когда «солнце поворачивало на лето», продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Наряду с исконно народными праздниками в русском быту существовало множество православных церковных праздников, которые должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых подвижниках. Эпоха Петра I стала временем рождения в России гражданских праздников. Их роль заключалась в воспитании у нации чувства патриотизма, любви к государству, в укреплении боевого духа армии, а также в сплочении населения страны в единую гражданскую общность. Все русские праздники – земледельческие, религиозные, гражданские – составляли определённую гармоничную систему и являлись важной частью культуры русского народа, определяли её национальный облик.

Русские праздники, большие и малые, отмечались обязательно сообща, всем миром, всем обществом, объединённым одним местожительством или родом деятельности. И хотя участие в них было добровольным, сознательный отказ от празднества рассматривался как грех, как нарушение этических норм и Божьих установлений.

Сегодня мы, русские люди XXI века, конечно, не можем во всей полноте воспроизвести формы праздничной традиции исторического прошлого нашего народа. Да и нужно ли это искусственное формальное воспроизведение? Однако именно сегодня, в пору переживаемого Россией духовного расстройства, гораздо важнее воспринять, творчески усвоить и положительно приспособить к современным условиям не форму лишь, а самую сущность исконно русской праздничной культуры – ту сущность, которая имеет непреходящее значение и ценность как для нас, живущих ныне, так и для будущих поколений нашего Отечества.

И делом…

Есть в России неприметные, не отмеченные на главных картах селения, но которым, по причине их географии, суждено было в собственной судьбе отразить почти всю полноту отечественной истории. Скромным примером такого отражения явилась деревенька Гоголино, что находится близ станционного посёлка Мста.

Традиционным праздником в Гоголино испокон веков была Ильинская пятница.

В старину этот праздник справляли ежегодно в последнюю календарную пятницу перед днём памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля/2 августа. Образ Ильи пророка принадлежал к числу наиболее чтимых на Руси святых. Поэтому отмечался не только сам Ильин день, но и придавалось особое значение его канунам: «баскому» четвергу и Ильинской пятнице.

В пятницу (последнюю перед Днём Илии-пророка), 28 июля 2006 года все жители Гоголино и гости поднялись на легендарную гору Васиян, чтобы возродить стародавний обычай общинного празднования традиционного для деревни торжества – Ильинской пятницы. Здесь, на горе, на самом видном месте, откуда хорошо обозреваются окрестные дали, к начальному часу торжества стараниями кадетов военно-патриотического клуба «Отчий край» (почётные гости из г. Гатчина Ленинградской области) был изготовлен и воздвигнут пятиметровый крест. Установленное деревянное распятие ознаменовало появление в деревне святого места, на котором было решено построить в скором времени часовню. Слава Богу, после десятилетий разорения деревенских погостов, церквей и часовен возвращаются в русскую глубинку знаки и символы национальной духовной культуры!

После торжественного зачина все участники праздника сошли с Васияна и разместились за длинным-предлинным столом, накрытым здесь же, подле горы, по-деревенски мило и просто: белые домотканые скатерти и полевые цветы, хлеб и пироги, овощи и фрукты, печения и варения, квас и хмель… Всё своё, всё собранное в складчину по-братски.

По обычаю произносились за трапезой речи. Открыла застолье старейшина деревни Нина Дмитриевна Орлова. Выступил с приветствием почётный гость - глава города Удомли Дмитрий Леонидович Подушков. Также провозглашали тосты все желающие. Говорили искренне, от сердца: о любимой деревне и о возрождении праздника, о добрососедстве и общинной взаимопомощи, о горячем всеобщем желании непременно праздновать Ильинскую в следующем году.

А потом всё пошло своим чередом – как-то само собой, без всяких формальностей и регламента. Позабыв на время многотрудные будни, люди вспоминали доброе прошлое и загадывали о чаемом будущем, делились друг с другом думами – вселенскими и житейскими, шутили и веселились, пели хором русские песни и лихо отплясывали «камаринскую»…  И всё это сообща, всем миром, всем обществом. Не было в деревне человека, старого или малого, который остался бы безучастным к общинному празднеству. До самых сумерек не расходились люди: гуляла по улице молодёжь и дети, толковали кружком мужчины, женщины с весёлым задором судили о всяком разном и не могли наговориться. И все вместе жалели, что солнце уже неумолимо клонится за горизонт…

На другой день после полудня, по приглашению деревенской общины в Гоголино прибыл священник отец Владимир, духовный кормчий здешней округи и настоятель Спасо-Георгиевского храма в селе Млёво, что близ станции Мста. Он отслужил молебен на Васияне и освятил крест. Вместе с ним молилась на горе вся деревня – жители и гости: старательно крестились дети, по стойке смирно стояли в ряд кадеты, мужчины и женщины сосредоточенно внимали словам святых молитв. И было похоже, что вся окрестность обратилась ко кресту и торжественному богослужению, необычайному для сельской глуши. В деревне, через реку напротив, выходили из своих изб люди, щурились на солнце и смотрели из-под ладоней на другой берег: что за чудо там? Проезжали под горою случайные машины и тотчас замедляли ход, выглядывали из салонов пассажиры: что за невидаль?

После молебна всем деревенским обществом пили чай под открытым небом – чинно и спокойно. Непроизвольно согласно общему настроению завязался разговор – тёплый и задушевный. Тон беседе задавал отец Владимир, возглавлявший застолье. Говорил он больше о духовном, да не столько о возвышенном, сколько о жизненно насущном, при этом без назидательных поучений, но с мудрым рассуждением и добрыми советами. Священника слушали все, иные задавали вопросы, никто не спорил. Эта беседа произвела на собравшихся такое положительное действие, что прямо за столом сообща решено было ехать следующим днём на богослужение в церковь.

Как сказано – так и сделано. Ранним воскресным утром на нанятом вскладчину транспорте отправились гоголинцы во Млёво. Мерцали в храме свечи, пел самодеятельный хор, прихожане исповедовались, многие причащались, люди молились Богу всем миром… Так завершился трёхдневный круг общинного праздника, соборно возрождённого в маленькой русской деревне. Даст Господь, не в последний раз. Слава Богу, жизнь продолжается!

Д. Миронов-Тверской, староста д. Гоголино

 

***

Имя в истории Удомельского края

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ РЯБУШИНСКИЙ

Происходил из среды старообрядцев. Директор семейной хлопчатобумажной фабрики Рябушинских в с. Заворово под Вышним Волочком.

Был активным участником производственных, финансовых и благотворительных дел семьи. В 1916г. вблизи Рогожского кладбища в Москве построил и оснастил всем необходимым на самом высоком уровне Педагогический институт для детей старообрядцев. Участвовал в организации выставок икон. Был профессиональным скульптором-анималистом, учился у парижского скульптора Ж.А. Энжальбера. По рекомендации И.Е. Репина был принят в Товарищество художников-передвижников (1911 г.). Участвовал в его выставках. Его работы имеются в Третьяковской галерее, например, бронзовая скульптура «Лоси». Был одним из создателей первого в России автомобильного завода «АМО» (в последующем - «ЗИЛ»), его первым директором.

О пребывании в Удомле известно очень мало. Ок. 1910 г. С.П. Рябушинский купил у удомельских купцов Аксаковых усадьбу «Лубеньково» на берегу оз. Удомля, где построил двухэтажный дом с колоннами. Как вспоминали старожилы в 1970-х гг., приезжал в усадьбу из В.Волочка на автомобиле. (Возможно это был один из первых автомобилей на удомельской земле).

Однажды переезжая по мосту через речку Моржевец у одноименной деревни, серьезно его повредил. Попросил местных мужиков отремонтировать, обещал отблагодарить на обратном пути. Мост мужики отремонтировали, работали весь день. Вся деревня ожидала его появления. На следующий день он переехал через мост, вышел из машины, поблагодарил на словах и поехал дальше. Все ожидали, конечно, большего.

Вероятно активно общался с удомельской группой художников и покупал их картины. В Тверской картинной галерее находятся картины из ус. Лубеньково «На берегу озера» (изображено оз. Удомля) (1906 г.) художника Дмитрия Мартынова и женский портрет Н. Кубинцева. Из дома С.П. в Вышнем Волочке после 1917 г. в Тверской музей были переданы картины: С.Ю. Жуковского «Осенний вечер», «Белая ночь» (1903 г.); В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера» (1905 г.).

После 1917 года в усадьбе была организована бедняцкая коммуна, которая скоро разорилась. Потом был дом инвалидов, еще позже интернат для душевнобольных. В 1992 году дом сгорел.
С.П. Рябушинский умер во Франции в 1936 году.

Литература:
1. Петров Ю.А. Династия Рябушинских. М., 1997 г.
2. Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства. М., 1995 г.

Д.Л. Подушков

 

* * *

СЕМЬЯ ВОЛКОВЫХ

Глава семьи Александр Васильевич Волков родился 1 апреля 1889 года в селе Мошки Новоторжского уезда Тверской губернии в семье крестьянина-середняка. Сведения о его учительском образовании пока не найдены, но он имел право работать учителем начальной школы.

Педагогическую деятельность начал в 1905  году  в Ржевском уезде. В 1908 году переехал в Удомельско-Рядскую волость Вышневолоцкого уезда. С 1908 года по сентябрь 1912 года работал учителем Мушинской церковно-приходской школы.

В сентябре 1912 года  был принят на работу в Сменковскую начальную школу Овсищенской волости, открытую еще в 1890 году. В этой школе он проработал до 1931 года, кроме тех лет (почти 7 лет), когда призывался в армию.

С июля 1914 года по январь 1918 года защищал Родину солдатом на фронтах первой мировой войны. С сентября 1919 года по сентябрь 1921 года на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии, пока не были разбиты основные силы белогвардейцев и интервентов. Его жена Евдокия Савельевна 1891 года рождения, тоже крестьянского происхождения, в это время  воспитывает двух детей Нину и Владимира.

После демобилизации в 1921 году возвращается в Овсищенскую волость учителем в родную Сменковскую школу 1 ступени. В семье рождается младший сын Александр. Одновременно с работой заведующим школой Александр Васильевич работает по совместительству заведующим Овсищенским волостным отделом народного образования.

До 1917 г. учительская работа демократически настроенного учителя находилась под постоянным надзором священнослужителей. В 1913 году, когда отец-благочинный решил заглянуть в квартиру учителя и увидел на стене, кроме портрета отлученного от церкви Льва Толстого, портреты писателей - демократов, то велел немедленно снять эту “крамолу”.

Как вспоминал Александр Васильевич, он долго нервничал, ожидая вызова для объяснений. Впоследствии семья узнала, что местный псаломщик, пьяница был “приставлен” к тому, чтобы доносить на учителя.

Октябрьскую революцию, как и большинство жителей микрорайона школы, где не было зажиточных крестьян, семья Волковых встретила с надеждой на лучшую жизнь.

Александр Васильевич был действительно народным учителем не только по происхождению, но, прежде всего, по желанию служить народу. Он вел большую агитационную работу за всеобщую грамотность и в 1929 г. открыл в школе  пункт по ликвидации безграмотности среди взрослых. Выписывал много газет и журналов не только для себя, но и для населения Овсищенской волости. Собрал большую библиотеку, имел красивый экслибрис в виде короны “Александръ Васильевичъ ВОЛКОВЪ”.

В сохранившемся отчете общественной работы учителей (тогда их называли “учащих”) Овсищенской волости за 1924-1925 гг. мы читаем, что Волков А.В. провел 30 громких чтений, поставил 8 спектаклей (среди спектаклей были и агропьесы), состоял заведующим избой-читальней и послал девять заметок в газету “Наш край”. Выступил с шестью докладами на сельских сходах, вел секретарскую работу на сельских сходах; на дому и на сходах писал по просьбам сельчан письма и разные деловые бумаги, в том числе приговоры о разделе земли по едокам и т.д. и т.д.

 Он был беспартийным, но  вел активную разъяснительную работу и агитацию среди крестьян за вступление в колхозы, оказывал большую помощь в работе сельсоветов и колхозов по всем вопросам. Пользовался большим уважением среди населения.

В 2005 году краеведами Выскодненской школы под руководством учителя Балыковой  А. А. были найдены краеведческие очерки Сменковской школы за 1929-1930, 1930 - 1931 гг., в которых Александр Васильевич после глубокого анализа географического положения микрорайона школы (это деревни Аграфенино, Балакирево, Быково, сельцо Мыза - Сменково, село Сменково, хутор Карманово, выселок Новый Путь), особенностей почв, земельной обеспеченности пашней и сенокосом, анализа севооборота, количества сельскохозяйственных машин, количества бедняцких и середняцких дворов, анализа развития животноводства и огородничества, а также общего культурного уровня населения ставит перед школой задачи, “из которых наиболее жизненными являются:
1. Борьба за урожай посредством расширения посевной площади и рационализации обработки (осенняя вспашка под яровые, введение раннего пара, если не черного) и посева сортовыми семенами.
2. Борьба за расширение посевной площади под лен.
3. Борьба за переход селений Мыза Сменково  и села Сменково к правильному многопольному севообороту.
4. Улучшение животноводства путем организации рационального ухода и кормления.
5. Рационализация огородничества путем введения плодосмена, правильной обработки и своевременного внесения удобрений, а также путем надлежащего ухода за овощами”, и т.д.

Опытный учитель-практик, он в обучении детей на первое место ставил исследовательский метод, но часто  не мог применить его из-за отсутствия объектов  исследования. С горечью пишет в черновике одного из отчетов о том, что в школе доминирует словесно – книжный метод  из - за отсутствия наглядных пособий. Отмечает, что в школе проводилась “драматизация” обучения: было поставлено 10 спектаклей, и то, что в  трех из них дети принимали непосредственное участие в постановке пьес.

Ежегодно проводил для учащихся не менее 11 экскурсий (5 осенью и 6 весной). Экскурсии проводились в лиственный и хвойный лес, на торфяное болото, на озимое поле и т.д. Обязательно проводилась экскурсия в Удомлю на железнодорожную станцию.

Скончался Александр Васильевич в мае 1931 года в возрасте 42 лет. Местные жители решили сохранить память о народном учителе и присвоить имя народного учителя  Сменковской школе 1 ступени.

75 лет тому назад 20 июня 1931 года Президиум Удомельского райисполкома рассмотрел ходатайство   Аграфененской, Быковской и Перховской ячеек “О переименовании Сменовской (так в протоколе заседания Президиума) школы 1 ступени в школу имени Волкова А. В. учителя - общественника, проработавшего 26 лет”.

«Постановили:Сменовскую школу переименовать в школу 1 ступени имени А.В. Волкова. Семье умершего выдать одновременное пособие в размере 2-х месячной зарплаты». (Протокол №19 Заседания Президиума Удомельского райисполкома от 20.06.1931 г.).

Так в Удомельском крае появилась школа имени Александра Васильевича Волкова.

Жена Александра Васильевича Евдокия Савельевна всю жизнь училась. Она хорошо помнила, что при встрече со священнослужителями духовное начальство здоровалось только с ним, а с женой нет, так как она была “необразованная мужичка”. Евдокия Савельевна родилась 1 марта 1890 года в селе Мушино Удомельско- Рядской волости в крестьянской семье Голубева Савелия Михайловича. Закончила 3 класса Мушинской начальной школы. До 1911 года жила и работала в семье родителей. В 1911 году вышла замуж и в 1912 году переехала в Перховский сельсовет. С 1919 года по 1932 год работала техничкой  Сменковской школы. В 1933-1934 годах работала заведующей ларьком №2 в деревне Аграфенино. С 1931 года избиралась в депутаты сельсовета. В 1939 году была избрана депутатом сельсовета и членом Исполкома. С  30 апреля 1942 года утверждена Председателем Исполкома Перховского сельсовета. В 1942 году за успешное окончание сельскохозяйственного года Перховский сельсовет получил переходящее знамя РК ВКП(б) и Исполкома Райсовета. В 1946 году она заболела и обратилась в Удомельский райисполком с заявлением об освобождении от работы. Умерла в 1947 году.

В семье Волковых было трое детей. В Великую Отечественную войну в  1943 году погиб сын Владимир 1914 года рождения – штурман бомбардировочной авиации.

Старшая дочь Нина Александровна родилась в 1912 году в деревне Мушино В 1924 году окончила  Сменковскую начальную школу. Как и отец,  решила стать учителем.  Начальное педагогическое образование получила в 1929 году в Вышнем-Волочке в школе 2 ступени с педагогическим уклоном. (Сохранилась ее тетрадь по обществоведению  учащейся 3 группы “В”  2 ступени средней школы  № 3). Вернулась в Сменково и вместе с отцом стала работать в школе. В 1931 году после смерти отца совсем юной девушкой в 19-летнем возрасте возглавила школу имени А. В. Волкова

В 1936 г. вступила в ВЛКСМ. Вела среди комсомольцев большую культурную работу. Как и отец руководила работой драмкружка, помогала в работе сельсовету и правлению колхоза.

Под ее руководством маленькая сельская школа стала неофициальной научно-исследовательской лабораторией педагогического опыта.

2 января 1937 г. заведующим Удомельским районным отделом народного образования Н. Посадковым был издан приказ №48:

1. В газете “За коммунистическое просвещение” от 28 декабря 1936 года под заголовком “Успехи, добытые упорным трудом” посвящена полная полоса только документального материала, характеризующего образцы педагогической деятельности школы имени А. В. Волкова. Непосредственным организатором и вдохновителем всех этих замечательных достижений является зав. школой Нина Александровна Волкова.
Инспекторское обследование Наркомпроса (в течение 7 дней) все это только подтверждает.
2. С удовлетворением отмечаю успешную работу школы им. А. В. Волкова и преподношу в подарок школе патефон с комплектом пластинок.
3. Зав. школой Н. А. Волковой подарить библиотечку, состоящую из художественной и педагогической литературы.
4. Объявить благодарность учителям школы им. А. В. Волкова тт. Мельницкой А. Н. и Шустрову А. П.
5. Во втором учебном полугодии организовать экскурсии зав. школами в школу имени А. В. Волкова.
6. Настоящий приказ разослать во все школы, директорам и зав. школами зачитать его во всех школьных коллективах.
Зав. РОНО Н. Посадков.»
Мастер педагогического труда за добросовестную и плодотворную работу имела 18 поощрений и наград от Удомельского РОНО, Облоно, Наркомпроса. 17 августа 1938 года была премирована велосипедом.
4 мая 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первой в Удомельском районе Нина Александровна была награждена высшей наградой СССР орденом Ленина.

Последний школьный отчет школы имени А. В. Волкова, подписанный Н. А. Волковой, был на начало 1939-1940 года. Школу вместе с приготовительными классами посещали 72 ученика. Для  10 детей был организован подвоз.
Нина Александровна получает высшее образование в Ленинградском педагогическом институте. По семейным обстоятельствам осталась жить в Ленинграде. Работает директором 209-ой средней школы города Ленинграда. В 1966 году Нине Александровне присвоено звание Заслуженного учителя школы РСФСР. В 1967 году ушла на пенсию. Проживала в  городе Ленинграде, но каждое лето проводила в родном доме, построенном накануне войны в 1941 году. Умерла на родной земле 18 августа 1991 года. На Аграфенинском кладбище рядом с могилой отца и матери  находится могила их дочери.

Больше всего в школе учительствовала с 1914 по 1958 год (44 года) Мельницкая Александра Николаевна, рожденная в марте 1892 года и возглавившая  школу в 1940 году  после отъезда на учебу Нины Александровны.

Школа имени А. В. Волкова существовала до 1970-х годов.

Младший  сын Александра Васильевича, названный в честь отца Александром, родился  14 марта 1921 года в деревне Сменково. В школе до 1931 года учился у отца, потом у своей сестры. Седьмой класс окончил в Овсищенской НСШ, а 10-ый класс - в Удомельской средней школе в 1939 году с аттестатом отличника (в школьном музее Выскодненской школы находится  его тетрадь по физике).

Хотел стать инженером и в сентябре 1939 года поступил учиться в Московский  институт инженеров железнодорожного транспорта. Проучился только до октября и, как он пишет в своей автобиографии: «В октябре 1939 года по Указу Президиума Верховного Совета я был призван с 1-го курса института в ряды Красной Армии. В мае 1940 года закончил школу младших авиационных специалистов. Служил штурманом.

В июне 1941 года я был зачислен по спецнабору  курсантом 10 ВАШПО (высшей авиационной школы), которая организовывалась в городе Гомеле, а после начала Великой Отечественной войны была эвакуирована в г. Уфу. В июне 1942 года, закончив 10-ую ВАШПО, был направлен в Ульяновскую Военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в октябре 1944 года.,

Воевал на 4-ом Украинском фронте. Совершил 46 боевых вылетов. Сбил 1 самолет врага. В апреле 1945 года принят в члены  КПСС.

После войны службу проходил в авиационных частях. В 1951 году был принят в Ленинградскую Военно-воздушную академию, которую окончил в 1957 году. После окончания академии проходил службу в Закавказье в должностях от зам. командира полка по инженерно- авиационной службе до зам. командующего объединения.

С 1966 по 1971 год служил в Группе советских войск в Германии заместителем командира инженерно- авиационной службы.

С 1971 по 1974 год заместителем командующего по инженерно-авиационной службе в Чите.

С апреля 1974 года назначен заместителем командующего Северо-Кавказского округа. В 1980 году в звании генерал-майора инженера по возрасту ушел в отставку».

В 1945 году был награжден орденом Боевого Красного Знамени, медалями “За освобождение Праги” и “Победу над Германией”. В мирное время был награжден двумя орденами “Красной Звезды”, орденом “За службу Родине в  вооруженных силах  СССР 3 степени”, медалью “За боевые заслуги” и девятью медалями  СССР и стран социалистического лагеря.

После выхода в отставку жил Ростове-на-Дону. Воспитывал трех дочерей, активно занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Статья написана по документам архивного отдела администрации Удомельского района и материалам о семье Волковых, найденными краеведами Выскодненской школы.

 А.В. Бариньяк, руководитель Архивного отдела администрации Удомельского района

 

* * *

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

31 июля в д. Ватутино была освещена надкладезная часовня Фрола и Лавра. Часовня была возобновлена трудами жителя Удомли Александра Галанина. на пожертвования жителей и дачников деревни. Освящение часовни совершил о. Сергий (Тимофеев).

Сентябрь-ноябрь. Усилиями редактора альманаха и сотрудника Калининской АЭС Т.А. Шишковой была подготовлена портретная галерея «Знаменитые россияне в истории Удомельского края». Первый экземпляр подборки портретов выставлен в новом Дворце культуры, второй - в здании администрации района и города, дабы каждый посетитель мог в лицах представить богатую историю края. В следующем году планируется подарить портреты всем школам города и района. На основе этой подборки также планируется выпустить буклет. Со следующего года также начнет реализовываться проект «Картины, написанные на удомельской земле» - изготовление и размещение в Дворце культуры фотокопий картин удомельской плеяды художников, написанных  в нашем крае.

9 декабря в Вышнем Волочке состоялась традиционная краеведческая конференция. От Удомли участие приняли Б.К. Виноградов и Д.Л. Подушков.

19 декабря (Никола-Зимний) в с. Еремково был освящен храм в честь Николая Чудотворца. Храм воздвигнут трудами директора Калининской АЭС В.И. Аксенова. Ростовую икону свт. Николая преподнес в дар храму Д.Л. Подушков.


Редактор альманах «Удомельская старина» Дмитрий Леонидович Подушков