«УДОМЕЛЬСКАЯ СТАРИНА» № 44, май 2006 г.

Печать

Эпиграф к номеру: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю!» Ф. Абрамов

В 2006 году исполняется 15 лет «Авторской школе» и 20 лет «Менделеевским праздникам» на удомельской земле. Об этом - материалы предоставленные директором «А-школы» Т.Ф. Разиной.

Большой материал о происхождении географических названий Максатихинского и Удомельского районов представили супруги Николай и Елена Ильины (по образованию - учителя истории) из п. Максатиха. Они предпринимают очередную попытку проникнуть через языковую археологию к истокам освоения и заселения людьми наших мест. Кому-то их предположения покажутся не достаточно обоснованными - главное в них есть горячая любовь к родному краю (Николай родом из Удомельского района), есть тысячелетняя тайна... История мифологична, в конце концов значение имеет не только как и что было, но и как это отразилось в сознании людей, что вошло в духовную культуру народа. (В скобках, я сам в отношении происхождении слова УД-О-МЛЯ придерживаюсь версии Н.А. Архангельского - «озеро состоящее из частей», «члененное» - что точно описывает характер озера).

Краевед Алексей Намзин подводит в своей статье итоги 4-го прошедшего краеведческого конкурса среди детей и юношества Удомельского района.


***

«ЕДИНСТВЕННЫЙ КРЕСТ» ВИКТОРА ЛИХАЧЁВА

Я шагал по земле / было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине / Свой единственный крест.

15 апреля в Удомле состаялось представление новой книги писателя Виктора Лихачева (г. Дубна) «Единственный крест». Автор культовой книги (как сегодня принято говорить) «Кто услышит коноплянку?» третий раз приезжал в Удомлю, где нашел благодарных читателей и верных друзей. Его книги биографичны и написаны с большой любовью к России и к своему народу. Главные герои книг путешествуют по глубинной России, встречаются с сотнями людей. В сюжет последней книги вплетены и мотивы удомельской истории, которые автор подчерпнул из личных встреч с удомельскими краеведами, из альманаха «Удомельская старина», из книг удомельской книжной серии. На страницах книги читатель встретится с Агафьей Ниловной Ивановой (см. «УС» № 5, 31), с художником Н.П. Богдановым-Бельским, с таинственным местечком «Деревяжиха» возле Брусова, которое удомельцы хорошо знают и т.д. Имя главного героя книги «Асинкрит» тоже, приоткроем творческую кухню писателя, имеет удомельское происхождение.

Понимая, что такого плана книги потеряются на полках книжных супермаркетов, удовлетворя свое любопытство к открытию новых мест и страсть к путешествиям, Виктор сам едет к своим читателям. Он прошел и изъездил сотни больших и малых городов, добавим, с вшитым в сердце клапаном! И первая и вторая книги закуплены для районной и сельских библиотек на средства удомельских предпринимателей. Ограниченное число экземпляров на продажу имеется в редакции «УС».

Следующий приезд писателя в Удомлю ожидается в сентябре. К этому времени автор планирует издать пьессу об удомельском самородке - художнике Григории Сороке.


***

ВОЗРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ

Уже два года Отдел по делам молодежи  администрации Максатихинского района проводит  молодежную исследовательскую экспедицию «Дорогой предков». Одна из целей этого направления работы – внести свой вклад в  сбор материалов и изучение древней истории нашего района, о которой на сегодняшний момент известно довольно немного. В результате этой деятельности у нас появляется определенная картина прошлого Максатихинской земли и неразрывно связанной с ней территории ряда других районов. Эта картина, как дом из кирпичей, складывалась у нас на основе фактов, добытых из разноплановых источников.

В настоящее время существует много предположений и гипотез о времени и территории сложения как древнейшей славянской, так и древнейшей русской культур. Но ни одна из них не может пока считаться доказанной из-за множества еще не разработанных вопросов и пробелов в наших знаниях. Мы предлагаем вниманию читателей «УС» свою верию.

Известно, что заселение территорий современного Максатихинского района началось в глубокой древности. К примеру, стоянки Усть-Кеза, Каргово являются древнейшими поселениями, относящимися к концу каменного века. Мы считаем, что первым, основательно осевшим в верховьях реки Мологи населением, стали племена в основном индоевропейского (арийского) происхождения, позднее объединенные общим именем – славяне. Об этом,  прежде всего, говорят данные археологических раскопок, почти повсеместно вскрывших очень древнюю культуру огнепоклонников, которыми и были Арии. Косвенно это подтверждают и  многочисленные дубы, растущие по берегам. Дуб являлся священным деревом славян, и именно они принесли его к нам из южных широт. Обычно славяне селились по берегам рек, озер и на «перекрестках земных путей». Максатиха однозначно является таким перекрестком. Проходивший по Мологе «Волжский путь» «из варяг в арабы» соединял бассейны Балтийского и Каспийского морей. Сравнительно недалеко, в Удомельском районе, протекает река Мста, являвшаяся частью пути «из варяг в греки», т.е. в Черное море и далее. На нашей территории эти пути практически пересекаются. Через систему волоков между рядом озер (название одного из которых – Наволок, говорит само за себя) первое пересечение представляется в виде системы Мста – Съежа (по ней «съезжали» с одного пути  на другой) – Кеза – Молога. Второе – через реку Волчину (Волочину?) проходило непосредственно по современной Максатихе. В районе впадения Волчины в Мологу сохранились,  остатки древнейшей культовой системы. Еще до нашей эры главным культом у  праславян являлся культ прародительницы, праматери-Земли – богини Макошь (Мокошь). Она была самой почитаемой задолго до культа Рода и Сварги. Видимо поэтому после принятия христианства на Руси быстро укоренился созвучный культ Богородицы, как считается – покровительницы русичей. Естественно предположить, что от культового центра богини Макоши (Макши) произошло и название Максатиха (в древних документах встречалось название – Моксятиха).  Суффикс - иха появился в период монголо-татарского завоевания. Он добавлялся селениям, которые платили дань. Видимо более мелким пунктом, где совершались обряды в честь Макоши, являлись расположенные непосредственно на берегу Мологи Мокшицы. (Замена некоторых гласных и согласных была естественна в ходе эволюции языка, а уменьшительное – цы говорит о подчиненности данного пункта более крупному, главному). До сих пор нет единого мнения о происхождении названия Максатиха. Некоторые имеющиеся версии по этому поводу легко  опровергаются. Поэтому предложенное объяснение кажется вполне убедительным.

Вообще русский язык является глубочайшей сокровищницей нашей истории. Во многих названиях мест, населенных пунктов, водоемов хранятся огромные смысл и значение. Некоторые его корни сохранились еще со времен языка древних Ариев, наиболее близкий к которому древнеиндийский литературный язык – санскрит, который дал начало многим языкам, в том числе - русскому. Именно там, в глубокой древности, нужно искать объяснения многим названиям. К примеру, предлагаем расшифровку слова Молога. Корень – ол в переводе с санскрита означает бурный, волнующий, хмельной. (В английский слово эль – пиво также пришло из санскрита). Га в этом же переводе всегда означает движение (дорога, гать, телега). Остается – М, (ма), которая у древних Ариев обычно связана с культом мертвых или смертью. Получается -  небурное, спокойное течение (движение). Что м усмиряет ол хорошо видно на примере слова мол, обозначающего сооружение, защищающее суда от морских волн. Слово Молога можно перевести и как волнующая (по волнам?) дорога к предкам (мертвым). Доказательство – обнаруженный город мертвых на правом берегу Верхней Мологи,  внешне очень похожий  на знаменитый Гнездовский комплекс могильных курганов на берегу Днепра.  Небольшие круглые и длинные курганы на протяжении  многих десятков километров, наличие подзола в их подошве говорят о культовых, обрядовых захоронениях дохристианской эпохи. Огромное их количество, при отсутствии значительных по населению древних городов подтверждают, что здесь действительно мог быть один из культовых центров всей Северо- Западной Руси. Именно сюда везли хоронить знатных людей. По верованиям древних славян сделать это можно было не везде, а на пересечении путей земных и небесных. Только там, при сжигании тела, умерший мог перейти из мира «Яви» в мир «Прави» - мир богов. При жизни, считалось, это могли делать только «калики перехожие».
Этим же методом археологии русского языка несложно  перевести и название В – ол – га («путь, движение в пучину»). Впадающий в Мологу ручеек Волгай представляет уменьшительный вариант этого названия. В древности великая русская река называлась – Ра, что на санскрите означает -  Бог, Солнце, величие. (Недаром, к примеру, этот корень является словообразующим в словах радуга, радость, красота, правда и многих других.) Понятно и происхождение слова гора. Хотя по правилам современного русского языка мы и пишем – гора, говорим традиционно – гара, что означает движение к солнцу. Первые индоарийские переселенцы были солнце (огне) поклонниками и клич У – Ра в нашей традиции – их прямое наследство. Ра можно найти в названии некоторых сравнительно близко расположенных в нашей местности водоемов – речек Кагра, (не удивительны ли индийские названия в наших краях!), Радец, Радунка, озер Кезадра (к езду до Ра?), Равленское. А рядом, в Новгородской области, есть речка Радога! Их названия или указывают на связь с бассейном Волги (Ра) или связаны с солярными верованиями населяющих прилегающие места племен. (Много подобных рек в предгорьях Урала, известного, как один из центров арийской цивилизации – Урал, Угра, Тура, Печора). Есть оно и в названиях – Райда, Райдино, Раевское, Зараменье, Рамешки и многих других. Следуя предложенному объяснению, происхождение данных названий не менее очевидно, чем, к примеру, происхождение названия средневекового польского города Радом (дом Солнца) или древнерусского Радонеж. Обратное слово – Ар означало землю. Многим известно древнерусское слово «арать» – пахать. Как единица измерения  площади земельных участков Ар используется и поныне. Недаром же духовная столица Ариев на Южном Урале называлась Аркаим. (О значение буквосочетания Ка будет сказано далее.) Корень Ар является словообразующим и в названиях ряда наших населенных пунктов -  таких, например, как Паржа, Ораны (в древности, однозначно Араны), Хабары, Пархово. В своих публикациях  профессор Ю.М. Смирнов, объясняет происхождение  названия последней деревни от древнего слова «парх» - вор, шелудивый. Нам же представляется, что населенный пункт основали и жили в нем нормальные труженики -  земледельцы, владеющие культурой севооборота (вспомним слово пар – отдыхающая земля).

Вероятно, кроме водных дорог к духовному культовому центру были и сухопутные. Например, название Гарусово явно указывает на путь русов или к русам. Причем один населенный пункт с таким названием расположен на ранее указанном волоке в Удомельском районе, другой – на волоке по р. Волчине в Максатихинском.

Слово К – ар – га, старая, дряхлая, дословно можно перевести, как  «двигающаяся к земле». Отсюда и название ранее упомянутого Каргова, в древности, скорее всего, К -  ар – га – во, указывающего на путь к земле, или к курганным захоронениям, находящимся в окрестностях.. Доказывает правильность трактовки этого названия протекающая рядом речка  Карга, сохранившая правильную букву - а после г.  Следуя данному алгоритму, несложно понять, что обозначало и слово курган. К – Ур – га  - это движение к тому, что называли Ур. А Ур у Арийцев – это земные территории бога Ра. В этом понимании название очень точно характеризует религиозное предназначение данных захоронений. В истории древнего Междуречья, откуда прослеживается движение Арийцев вначале в Индию, а затем в Европу несложно найти большое количество топонимов с этим корнем, например, города Ур, Урук, Ашшур, Урфа. (Очень показательно название Урдом, населенного пункта близ п. Оленино, оно однозначно говорит об его дохристианском, арийском прошлом.) Естественно, на пути движения арийских племен много подобных показательных наименований, к примеру, города Рака, Рамади, Басра, Самарра, Индаур, Агра, реки Евфрат, Брахмапутра, Ганг, Аракс, Кура, Сура.

Часто Волгу, Мологу и другие водоемы переводят, как изобилующие рыбой. Нам думается, в те далекие времена рыбы в достатке было везде, так как наши далекие предки не пользовались для ее ловли такими варварскими методами, как сегодня. Прежде всего, реки были важны в качестве основных транспортных артерий, и именно на это указывает буквосочетание Га в названиях многих из них. (Ладога, Онега,  Пинега, Вага, Ветлуга, Осуга и др.). Все названные реки являются звеньями одной цепи, соединяющей северные моря с южными. Контроль над этими путями давал племени, говоря современным языком, геополитическое преимущество, власть и богатство. Естественно, решить эту задачу могло только высокоорганизованное, обороноспособное и мощное племенное сообщество. В процессе исследования берегов Мологи нам удалось проследить насыпной вал на протяжении многих десятков километров. Он то почти терялся, то появлялся вновь, а иногда представлял собой просто грандиозное сооружение, значительно возвышаясь над рекой. Его назначение не представляется однозначно. Возможно, это  искусственное сооружение, наряду с рекой являлось границей мира усопших. Именно между ними расположено большинство могильников. С другой стороны, вал, то удаляющийся от берега, то приближающийся к нему, вполне мог быть специально выстроенной сухопутной дорогой, позволяющей контролировать водный путь. В любом случае объем вложенного труда впечатляет. Исходя из этого, мы предполагаем, что подобное мог вершить народ, позднее ставший государство образующим.

Нам представляется, что и большинство названий в нашем и в соседних районах имеют отличное от угро-финского происхождение. Возможно, сюда и добралась часть дьяковцев, которых некоторые историки этнически относят к угро-финнам. Но, видимо, они растворились в арийском заселении. Практически доказано, что те же фатьяновцы были огнепоклонниками. Некоторые ученые считают, что арийские племена обладали хорошей организацией, дисциплиной и поклонялось воинственным богам. Поэтому вряд ли в той ситуации было возможно сохранение старых топонимов, если бы они и существовали. К примеру, слово Лощемля уже традиционно объясняют переводом с финского, как грязное, вязкое озеро. Ну и пусть, что сейчас озера там нет, разъясняют сторонники данной концепции, – значит, было раньше, ведь «мля» по-фински озеро. Но на языке праславян это означало противоположное. Возьмем слово – Земля. Оно явно расшифровывается, как «се есть мля», т.е. суша, твердь. Ля обычно указывает на определенную, ограниченную территорию (поляна, делянка, Гриблянка). Также известно, что наши предки хорошо ориентировались, благодаря знанию магнитных полей Земли, называемых леи. По ним мигрируют животные, перелетают птицы. Тогда получается, что Лощемля – это очищенная от леса земля для земледелия, Котемля – земля низкая, в виде котловины, Городомля – земля города. Располагавшаяся близ болот Гадомля видимо славилась большим количество змей (гадов) или же она показывала путь к тверди, дословно га – до – мля.  Кжемля – территория, близкая к связанному с огнем промыслу или земля огнепоклонников, которыми, как указано выше, являлись арийские племена. Же – это огонь, возьмем для доказательства такие слова, как Боже, жечь, железо, жена (хранительница огня, очага). Название оз. Маги, вероятнее всего также произошло от санскритского слова мага, что означает – жрец культа солнца, солнцепоклонник. А маги – это же слово, но во множественном числе. (Реки Ворожба и Волхов, видимо, из той же серии) А то, что некоторые из названных пунктов – озера, говорит лишь о том, что они сохранили названия береговых поселений или прилегающей местности.

А что же Удомля? Приведем немного фантастическую  версию. Один из знатоков и первооткрывателей археологии русского языка, писатель С. Алексеев, образно описывает древний миф о происхождение племени обров. В далекой древности оно возникло от кровосмешения забывших Божьи Заветы людей и обезьян, в результате чего появились обезьяноподобные люди, известные в истории, как первобытные. По своим характеристикам они представляли что-то среднее, жили стадно, немного занимались примитивным трудом, но больше совершали массовые грабительские набеги на цивилизованные племена. Дабы избежать возмездия, обры жили в глухих труднопроходимых местах, в буреломах и на болотах. Позднее они были изгнаны из наших мест и сгинули во время Великого переселения. Но тогда численность их росла в прогрессии, так как поклонялись они лишь Уду, богу удовольствия. Отсюда и «земля Уда», тем более что не так далеко есть еще и Удино, и озеро Глухое, которое местные жители традиционно называют Обрютинским. Кстати, у западной границы нашей области есть речка с не менее показательным названием – Оборля!

Конечно, отнесемся к этой версии, как к шутке. Но и название современного города атомщиков имеет явно арийское происхождение. В древнеиндийском литературном языке есть слово - уда, означающее воду, и слово уде, что значит - выступать, возвышаться. Следовательно, получается - «водная земля», или «возвышающаяся земля» или же «выступающая над водой твердь». В любом случае данное толкование справедливо и через тысячелетия.

Можно подвергнуть сомнению и объяснение финно-угорским происхождением других названий, к примеру, поселка (реки) Мста и деревни Трестна. Объединяет эти населенные пункты в Удомельском и Максатихинском районах наличие в окрестности издалека видных вследствие своей значительной высоты курганов. Как принято считать, - это словенские погребальные комплексы – Новгородские сопки. По языческому обряду словене сжигали умерших вне курганов, а их прах помещали в урны, которые хоронили в насыпи на противоположном берегу реки. Высота сопок увеличивалась с ростом числа умерших. Во время похорон племя строило через реку мост-настил (мсту), как бы соединяющий мир «прави» (мира богов, в который попадали умершие предки) с миром «яви». И на этом помосте в течение трех дней устраивался пир-поминки – тризну. Затем мост сжигался. До сих пор, желая, чтобы умерший попал в «Царство небесное», православные пекут поминальный пирог с символизирующий мост клеткой наверху. Мы считаем, что название Мста является далеким воспоминанием о том поминальном мосте, а Трестна о древних тризнах. В санскрите, кстати, сочетания три, тре означает ни что иное, как число три, а буквосочетание ст, наблюдаемое, как в первом, так и во втором слове, указывает на неподвижность, неизменность месторасположения. Возьмем для наглядности такие слова, как стоять, стена, столб, стол.

Естественно, есть в наших краях населенные пункты с названиями угро-финского происхождения, такие как Койвушка, Гуммала, Кало. Но их происхождение значительно более позднее и связано с карельским переселением XXVII века.

Таким образом, получается, что наши места имеют очень древнюю, очень интересную, а порой мистическую историю. Московский ученый В.А. Ратов открыл культурный пункт, непосредственно находящийся на территории многокилометрового погребального комплекса, сравнительно недалеко от устья впадающей в Мологу Кезы. Он предположил, что здесь находилась «культурная и духовная столица древних славян, чудо света, небесный град Китеж – обитель богов Сварги». Мы же обследовали и гораздо более впечатляющие объекты в непосредственной близости от Максатихи. Некоторые погребальные и культовые сооружения профессионально раскопаны, видимо научными экспедициями начала прошлого века. (Значительная часть тех материалов в 30-е годы была засекречена, возможно, это связано с тайными поисками СССР и Германией мистической арийской Шамбалы, которые параллельно проводились на Тибете, а возможно, и не только там). Но и то, что сохранилось, с учетом сказанного выше, позволяет с большой уверенностью утверждать, что главный  культовый и духовный Центр был все же в окрестностях Максатихи. Да и древнеиндийские корни – мокса - освобождение и макхати – дар, пожертвование, явно указывают на избранность этой территории. Вероятнее всего, считалось, что эту землю избрали боги, отдав в дар людям для совершения религиозных культовых обрядов, в том числе, принесения жертв. (Необходимо подчеркнуть, что жертвы богам были бескровными.) Видимо, этот Центр  богини Макошь, и находящиеся на территории нашего района и  в прилегающих землях культовые центры богов Сварги, Рода (на последний, вероятно указывает название деревни Зародовичи) в течение нескольких столетий играли важнейшую роль в жизни древнерусского государства. Свое значение данная территория сохранила и после принятия Христианства, вплоть до монголо-татарского нашествия. Видимо поэтому мощнейшая рать завоевателей была направлена на эти земли. Историки спорят, почему князь Юрий Всеволодович неожиданно покинул Владимир (в котором осталась и погибла его семья) и ушел с дружиной на реку Сить, что в современном Сонковском районе. Не для того ли чтобы защитить религиозно-мистический и духовный Центр русского народа и государства! После разгрома русской дружины на Сити в 1238г. монголо-татары вышли на лед Мологи. (Как известно, замерзшие реки были очень удобными дорогами для монгольской конницы). Дальнейший их путь проходил по описываемым местам, которые были беспощадно разорены и все возможное уничтожено. Видимо, местные жители героически сражались до конца, и подавляющая их часть погибла. На это косвенно указывают два населенных пункта, которые располагаются в начале и в конце культовых территорий и называются одинаково – Костюшино (множество костей). Видимо, они возникли близ мест, где и прошли серьезные битвы. Подобная битва, видимо, была и непосредственно у современной д. Мокшицы. Там часто находили остатки древнего оружия – палашей, стрел. В конце XIX века на земле местного крестьянина Н. Иванова было раскопано множество черепов и костей, сваленных в беспорядочную кучу. Видимо, некому было похоронить их, как подобало. Ну а тем жителям, которые выжили и вернулись на родные земли, пришлось все начинать с нуля – строить починки. Один из таких заложенных починков близ древнего Центра и получил название Максатиха, дабы сохранить историческую память о великом прошлом нашей земли.

Еще одним подтверждением уникальности Верхнемоложских территорий являются следовые камни. Документальные источники прошлого свидетельствуют о нахождении большого количества камней с нанесенным рунным письмом, тотемными знаками, следами. К сожалению, большинство таких камней вывезено собирателями древностей прошлых лет. К примеру, Ф.Н. Глинка в 1835 году вывез в Тверской музей найденный у сельца Кузнецово два камня. На одном были надписи, сделанные славянскими и греческими буквами, на другом изображение трех прямоугольных четырехугольников, включенных один в другой. Это изображение подобно найденному в крепости Изборске на могильном камне Трувора. И лишь малая часть подобных камней до сих пор сохранилась близ Мологи, один известный следовик находится недалеко от Брусова (Барусова?) Это название расшифровывается, скорее всего, как  «тело, основа, дом русов», так как на санскрите – Ба, это тело, дом и при желании несложно догадаться, что означали такие древнерусские слова, как баня, баба. Кстати, вышеназванная речка Кагра, несет свои воды до Брусова, а так как слово агра на санскрите означает – основа, начало, то естественно предположить, что ее движение направлено «к»  каким – то, известным предкам, «истокам». (Происхождение названия священной горы Ариев – Эльбруса (Эль – Ба- Рус), очевидно, аналогично). Есть версия, что ранее Брусово могло называться Прусово. Но и в этом случае перевод с санскрита означает – путь руссов.

Уникальность же указанных валунов заключается в том, что на них явно выдавлен след человеческой ноги. Такое сложно сделать даже современной техникой! Сакральное значение этих находящихся сравнительно близко камней очевидно. Возможно, они указывали путь посвященным, возможно, являлись своеобразными ключами для тех же перехожих калик (Ка – душа, лик – лицо, то есть калики дословно с санскрита – «духовные ликом» - особо посвященная каста волхвов, обладающих огромной магической силой.) Вспомните, кто поставил на ноги неподвижного  более тридцати лет Илью Муромца! 

Существует еще одна версия их происхождения. Похожий след в камне есть в Мекке, (в святилище Кааба «доме Бога»), есть в Иерусалиме, где отпечаталась нога Иисуса. В Библии подробно описывается жизнь Иисуса Христа до семилетнего возраста и в его последний год земной жизни. Где был сын Божий в течение остальных двадцати пяти лет практически неизвестно. В одном из апокрифов говорится о том, что все это время он находился в землях восточных славян, где с холмов святилищ общался с Отцом своим небесным. Также известно, что Андрею Первозванному, которому позднее досталось нести Веру Христову в славянские земли, в отличие от других апостолов было достаточно легко. Поднимаясь по Днепру, во многих местах он видел прообразы церковных Храмов, так называемые Белые Вежи, в которых славяне покланялись Даждьбогу и его сыну, которого называли Спас. Апостола Андрея встречали благожелательно, так как уже знали о миссии Спасителя! Не потому ли у нас есть такие же камни, как в святых местах? След на нашем камне детский, приблизительно 35,5 размера.  Интересны в этом плане такие названия географических объектов в описываемых местах, как Спасо-Преображенье, Спас-Забережье, Спас-Ульстим. (Трудно согласиться с толкованием Ю.М. Смирнова названия озера Ульстим с финно-угорского, как «голый, безлесный». Детские годы одного из авторов прошли на берегу этого, по северному строгого, не вполне уютного для отдыха, но чем-то очень притягательного и величественного озера. И по сей день значительную часть его берегов окружает лес. До сих пор в грандиозном лесном массиве, начинающемся сразу по северо-западному берегу и уходящему в Новгородчину, периодически теряют ориентацию даже старожилы. А раньше, в позапрошлом веке, по семейным преданиям один из наших прапрадедов этим лесом пешком ходил до Питера, по пути питаясь ягодами и грибами. Следовательно, справедливо предположить, что много веков назад леса было намного больше. И никаким образом наши далекие предшественники не могли так сказать об этом озере! Да и названия важным природным объектам раньше давались не только емкие, но и точные. И как бы это было не банально, но точное понимание происхождения этого гидронима мы находим опять-таки в санскрите. Ул, уль означает – полный, необъятный, множественный. Стим – мокрый, влажный и неподвижный. Есть еще стима, что переводится, как вяло ползущая. Объединяя все это, мы получаем необъятную и малоподвижную воду).

Возможно, вышеуказанные объекты получили названия от церковных приходов, но можно предположить, что наоборот храмы, носящие имя Спасителя, воздвигались в местах, связанных с его именем историческими преданиями. Интересно, что по некоторым данным, в Николо-Теребенском монастыре бывал Святой Преподобный Александр Свирский, известный, кроме прочего, тем, что ему в пустыни на реке Свирь второй раз в истории человечества открылся Троичный Бог.

Таким образом, земли Верхней Мологи и прилегающие территории хранят много тайн. И все вышесказанное позволяет нам сделать предположение о том, что именно здесь после Великого переселения обосновалось, оформилось, укрепилось и в дальнейшем распространило свое влияние на значительные расстояния племя Русов. Оно состояло из населения арийско-славянского и ассимилированного угро-финского происхождения. И именно они дали название Древней Руси. С появлением новых городов, столиц политическое значение описываемых территорий было утрачено, но мистическое, культовое, религиозное их значение сохранялось в течение нескольких веков. Недаром же и сегодня большинство местных жителей и тех, кто приезжает к нам, интуитивно чувствуют, что земля наша непростая. Она пропитана Благодатью, отдельные места – священны. Поэтому многие объекты должны быть взяты под охрану. Ведь при неправильном соприкосновении со всем этим, особенно – сакральным, можно получить вовсе не благодать, а то, что называется мистическим воздаянием. История знает немало подобных примеров, в частности, с грабителями долины мертвых в Египте, по назначению, кстати, очень похожей на Моложскую.

Елена и Николай Ильины, п. Максатиха

 

***

«А-ШКОЛЕ» - 15 ЛЕТ!

Моя школа — это целый мир. По моему мнению, школа не только здание, в котором учатся, а живая душа

Каждое утро я просыпаюсь с мыслью о том, что А-школа именно то место, где мне и моим друзьям интересно и где никогда не возникает болезненного чувства уходящего в «никуда».

Я в любой момент времени могу спокойно и свободно общаться с учителями, которые, я уверен, поймут меня при любой ситуации и помогут.

Когда я впервые перешагнул порог, теперь уже моей школы, многое поразило меня и многое с первого взгляда понравилось. Меня удивило, что в этой школе царит домашняя атмосфера, что учителя по-доброму разговаривают с учениками, общаются, советуют, помогают найти правильное решение в трудной ситуации, и, конечно же, помогают преодолеть учебные барьеры и уверенно шагать по тропе знаний.

На мой взгляд, школьные годы — это самый главный период в формировании личности, характера и морального облика ученика. И главная роль здесь, несомненно, принадлежит педагогу. Чтобы ребёнок стал человеком, его должны окружать настоящие учителя. Учитель по математике, физике, литературе и т.д. - это просто учитель, а настоящий учитель - это тот, который учит всему, и главное — жизни... Именно такие, настоящие, учителя в моей школе.

В своей школе я впервые увидел учёных, поэтов, музыкантов, смог пообщаться с гражданами других стран, потому что многочисленные встречи с интересными людьми - традиция нашей школы.

А-школа дала мне много интересного, полезного, открыла новый взгляд на окружающий мир. Я учусь в этой школе уже несколько лет, очень горжусь своей школой и люблю ее.

Я решил собрать воедино все основные сведения об А-школе, чтобы вновь пришедшие учащиеся, прочитав мою «историю» смогли сразу представить школу, в которой они учатся и, как я, полюбить ее и гордиться ею. Ведь история - не только прошлое нашего края, но и настоящее, о котором мы должны знать.

Идея создания школы родилась у Дмитрия Леонидовича Подушкова во время его службы в Афганистане. На чужбине, «ясно осознав беспочвенность, оторванность от национально — исторических и культурных корней», ему захотелось что-то посильное сделать для изменения ситуации. В военном дневнике, который Дмитрий Леонидович Подушков вел в 1988 году, есть наброски школьной программы, в которой предполагалось уделить особое внимание патриотическому, краеведческому, духовному, нравственному воспитанию. Он и не предполагал, что пройдет всего три года и появится возможность осуществить свои мечты на практике.

С 1990 года события в стране стали развиваться гораздо стремительнее, чем можно было предполагать, и идея создания частной школы в Удомле была реализована; 1 сентября 1991 года Авторская школа открыла свои двери первым трём начальным классам. Отдельного здания ещё не было. Первый класс располагался в помещении межшкольного бассейна средней школы №4, а второй и третий — в общежитии по улице Венецианова, дом 5.

Почему школа получила название «Авторская»? Имеется в виду, что каждый учитель - автор своего урока. Это справедливо по отношению к любому учителю в любой школе, кто творчески относится к своему труду.

1 сентября 1993 года постановлением главы Удомельского района здание по улице Попова, 8а было передано «Авторском школе». С 1969 года в этом здании функционировал первый в Удомле детский сад, бессменным руководителем которого была Екатерина Степановна Игнатьева.

А ещё раньше на этом месте стоял дом, в котором жил наш легендарный земляк - космонавт О.Г Макаров. Об этом я узнал из рассказа А.Г. Кирюшиной, его соседки, жившей также в этом доме (кстати, она родилась 12 апреля 1937 года). Сейчас этот удивительный человек работает в нашей школе ночным сторожем.

Около двадцати пяти лет назад на церемонии открытия Удомельской средней школы № 2 космонавт и соседка встретились, и Олег Григорьевич узнал в Антонине Георгиевне ту самую маленькую девочку, которую он, будучи школьником, нянчил на своих руках.

12 апреля 2001 года прошла встреча ребят нашей школы с О.Г. Макаровым. В школьном музее хранятся фотографии, запечатлевшие это знаменательное событие.

В 1994 году Д.Л. Подушков принял решение, которое было утверждено собранием учредителей школы. Он передал свои директорские полномочия человеку, обладающему большим педагогическим опытом — Татьяне Фёдоровне Разиной (сам Дмитрий Леонидович остался учредителем А-школы).

Т.Ф. Разиной больших трудов стоило сохранить школу в трудное время, привлечь новых учредителей, пройти все стадии получения школой документов на право выдачи учащимся аттестатов государственного образца.

Этому талантливому педагогу и организатору удалось не только воплотить многие идеи первого директора, но и вывести школу на более высокий уровень. С 1999 года школа получила новый юридический статус — Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная А-школа».

24 сентября 1999 года в жизни моей школы, да и всего города в целом, произошло поистине историческое событие - А-школе было присвоено имя Дмитрия Ивановича Менделеева. Это не просто высокие слова, это оценка кропотливой исследовательской работы юных химиков.

Не только в моей памяти, но и в памяти многих ребят останутся экскурсии по Удомельскому району в те места, которые связаны с Д.И. Менделеевым, встречи с жителями селений, где проживали поздние поколения родственников учёного, знакомство с ныне живущими родственниками, изучение биографической литературы, ну и, конечно же, незабываемые ежегодные Менделеевские праздники, своеобразные отчеты краеведческой работы, собирающие вместе и юных химиков, и маститых учёных из разных уголков России.

Самым памятным для меня стал юбилейный — десятый праздник, на котором был открыт мемориальный знак на родине деда и отца Д. И. Менделеева. Теперь все, кто вольно или невольно окажется подле ворот старинного сельского кладбища у с. Касково на невысокой бетонной плите сможем прочесть: «На рубеже 18-19 веков здесь стояла Покровская церковь, священником которой был Павел Максимович Соколов, дед учёного Д. И. Менделеева».

В 2006 году А-школа отметила юбилей – 15-летие. На мой взгляд, дух школы очень хорошо отразил Н.А. Архангельский в своем стихотворении, посвященном нашему юбилею:


Дом стоит на улице Попова
В нём ютится Авторская школа
Со стены, глазам своим не веря,
Смотрит восхищенный Менделеев:
Вот уже прошло пятнадцатилетье,
Как в том доме поселились дети
Чтобы мир огромный познавать,
Научиться здесь решать задачи,
Быть на Ты с надеждой и удачей,
И любить свою Отчизну - мать...

А теперь небольшая справка. В НОУ «Средняя обще образовательная А-школа» дети обучаются с первого по одиннадцатый классы. В настоящее время, 96 учащихся. Выпущено: 9 выпусков - девятых классов, 7 выпусков - одиннадцатых классов, медалистов -13. Более 90 % выпускников учатся в вузах.

Мы являемся участниками, призёрами и лауреатами школьных, городских, областных, российских и международных конкурсов, выставок, соревнований, олимпиад — это подтверждено дипломами, хранящимися в школьном музее. У нас своя эмблема, девиз: «Через тернии - к звёздам», гимн «ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ».

У нас пятидневка, продолжительность урока - 40 минут. Обучение проходит в одну смену. Для всех школьников организовано горячее питание на базе собственной столовой. В школе работает фельдшер, проводятся медосмотры: регулярные, углублённые, узкоспециализированные. Учебный процесс строится с учётом данных о здоровье детей. Физкультурой ребята занимаются в залах и бассейнах Физкультурно-оздоровительного спортивного комплекса.

Мы изучаем английский язык с первого класса. В среднем и старшем звене введены дополнительные предметы — основы психологии, основы православной культуры.

На базе школы работает студия искусств, в состав которой входят музыкальная студия, драматический кружок, художественная мастерская «Куклы», «Изостудия». В школе создан музей, видео и фотоархивы.

Сотрудничаем с частной школой Твери, со школой искусств № 15 города Вышнего Волочка, переписываемся с ребятами из американской школы города Атланты.

Каникулы проводим, изучая свой родной край, посещая города России и зарубежья.

Черноиванов Олег, выпускник А-школы, студент ТВГУ

 

***

«Менделеевские праздники» в Удомле

28 апреля 2006 г. мы отмечаем 20-ый Менделеевский праздник на Удомельской земле. Вот уже второй раз в его рамках проходят региональные менделеевские чтения. Доктор химических наук, профессор, академик РАЕН А.Г. Папулов (Тверской государственный университет, г. Тверь), выступая на 18-ом Менделеевском празднике (2004 г.), посвященном 170-летию со дня рождения Д.И. Менделеева, предложил проводить у нас и менделеевские чтения.

В программу праздников входят экскурсии по менделеевским местам (с. Млево, с. Касково Удомельского района) и в городской краеведческий музей; химические вечера, КВНы, конференции… За эти годы у нас побывало много делегаций из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья – это и обучающиеся, и студенты, и, конечно, ученые.

Удомельские краеведы сохраняют памятные места, связанные с именем ученого. Итоги краеведческих изысканий ежегодно подводят на Менделеевских праздниках.

На первом, состоявшемся 28 мая 1988 года, на доме во Млеве была открыта мемориальная доска  с надписью «В этом доме летом 1852 года жил и работал выдающийся русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев», а рядом заложена памятная «Аллея признания» из молодых дубков.

Во время четвертого праздника прошла литургия у могил родственников ученого рядом с Млевской церковью и установлена памятная доска.

Десятый по счету праздник проводился в дер. Касково – на родине отца ученого. У сохранившегося основания бывшей Покровской церкви была установлена памятная плита.

«А-школа» является центром Менделеевского движения района.

Нами накоплен большой материал, который хранится в школьном музее – видеофильмы, слайдфильмы, фотоальбомы, книги – среди них – подарок от РХТУ им. Д.И. Менделеева (г. Москва), двухтомник ученого «Основы химии», имеются ксерокопии писем родственников Д.И. Менделеева.

Нами были изданы четыре брошюры, посвященные менделеевскому краеведению. В них подробно рассказано не только об Удомельских корнях ученого, но и об отношениях к Тверскому краю.

Т.Ф. Разина, директор А-школы им. Д.И. Менделеева

 

***

Итоги краеведческого конкурса

25 марта 2006 года в Удомельском краеведческом музее состоялось подведение итогов ежегодного (уже четвёртого по счёту) конкурса на лучшую письменную работу по историческому краеведению среди детей и юношества Удомельского района с присуждением премии за лучшие работы. В конкурсную комиссию этого года вошли: Подушков Д.Л. (учредитель и редактор краеведческого альманаха «Удомельская старина»), Часовских Г.И. (заведующая Удомельским краеведческим музеем), Виноградов Б.К. (краевед), Намзин А.Б. (краевед), Бариньяк А.В. (директор Удомельского архива), Гвоздева М.Е. (редактор Удомельского радио), Иванова Н.И. (редактор телепередачи «Вдохновение» на РТУ), Асинкритов Г.П. (ветеран ВС), Санников В.Н. (пенсионер ФСБ), Константинов Л.Н. (художник), Подушков Л.И. (пенсионер, ветеран атомной энергетики), Павлов Я.А. (сотрудник Удомельского музея).

Внимательно ознакомившись со всеми представленными на конкурс работами (а их в общей сложности было 11),  представители компетентного жюри на специальном бланке, против фамилии каждого конкурсанта, проставили баллы за качество исследования, а в графе «Примечания» тезисно высказали все плюсы и минусы работ. При оценке работ преимущество было отдано тем работам, в которых были раскрыты ранее неизвестные страницы истории края, жизни его людей, сделаны новые обобщения и выводы. На подведение итогов были индивидуально приглашены все участники конкурса. Большинством голосов жюри смогло, наконец, определиться с именами победителей этого года, чьи работы в наибольшей мере отвечали всем требованиям к условиям конкурса. Итак, победителями краеведческого конкурса этого года стали:

1 место – Леонтьева Наталия (ученица 10 класса Удомельской гимназии № 3), за работу «Человек и война» (500 руб.);
2 место – Степанова Надежда (ученица 9 класса Дерягинской средней школы), за работу «Герой Социалистического Труда Громова В. И.» (400 руб.);
3 место – Черкасова Татьяна (ученица 8 класса Брусовской средней школы), за работу «Воспоминания» (300 руб.)

Остальные участники конкурса: Шавров В. (с. Котлован) «Биография Волкова С.И.», Тимофеев Г. (г. Удомля) «История Удомельской физико-математической школы», Подушков Г. (г. Удомля), «Семья Подушковых в Удомле», Коноваленко А., Михеев А., Чайка К. (д. Выкодня) «Краеведческий очерк района Сменковской школы 1 ступени 1929-1930 уч. года», Фейтлихер Н. (г. Удомля) «Моя родословная», Ковшикова Н. (г. Удомля) «Становление и развитие фольклорного коллектива «Седьмица», Кобилинский И. «Моя малая родина - деревня Михайлово», Громова А. (д. Дерягино) «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Все они получили поощрительные денежные премии в размере 200 рублей каждый. Призы для всех участников в виде книг удомельских авторов, буклетов и значков с символикой КАЭС были предоставлены КАЭС и Гвоздевой М.Е. (Удомельское радио).

Приняв во внимание то, что часть конкурсантов, а именно жители деревень, по чисто техническим причинам не смогли лично явиться на подведение итогов, конкурсная комиссия приняла решение передать призы представителям конкурсантов для последующего их вручения на местах.

А теперь краткая информация о краеведческом конкурсе для тех, кто в будущем желал бы принять в нём участие.

Краеведческий конкурс, как и денежные премии за участие в нём, были учреждены 20 марта 2001 года, в день 75-летия со дня рождения удомельского краеведа Н.А. Архангельского. Учредителями являются краеведческий альманах «Удомельская старина» и Удомельский краеведческий музей. Приоритетными целями конкурса определены следующие: пропаганда исторических знаний и идей патриотизма среди детей и юношества, а также стимулирование поиска новых сведений по истории Удомельского края. Работы, представленные на конкурс, должны раскрывать тот или иной исторический период Удомельского края. Возможная тематика: о личностях в истории края, легенды и предания, исследования в области фольклора, быта, родословные семей, сословий, история православия и т.д. Работы, принимаемые на конкурс, могут быть любого объёма. Они  могут быть написаны (разборчиво) от руки, но желательно – отпечатаны на пишущей машинке (компьютере) на стандартных листах форматом А 4. Размер шрифта № 12 (шрифт пишущей машинки), интервал одинарный. Работы должны быть представлены в 2-х экземплярах. Обязательно наличие полей слева шириной 2 см. Текст желательно сопровождать таблицами, схемами, рисунками фотографиями и другим иллюстративным материалом. В конце работы должен быть приложен список использованной литературы, достоверно указаны все источники информации. Работа должна быть собственноручно подписана конкурсантом с указанием домашнего адреса (номера телефона и т.д.). Работы на конкурс передаются в Удомельский краеведческий музей до 20 февраля каждого года по адресу: г. Удомля, пр-кт Энергетиков, д. 2, тел. 5-04-60. Работы могут быть также высланы по почте заказным письмом (желательно с уведомлением о получении). Получение работы от конкурсанта или его доверенного лица фиксируется в специальной тетради. Учредители несут ответственность за сохранение авторских работ и всех переданных материалов. По условиям конкурса работы автору не возвращаются. Работы брошюруются в 2 экземпляра – один передаётся на хранение в краеведческий музей, второй – в районный архив. Лучшие работы лауреатов публикуются в «Удомельской старине», в других СМИ района. Материалы работ могут быть включены в книги по истории  края. Дополнительную информацию о конкурсе можно получить Удомельском краеведческом музее.

А.Б. Намзин

 

***

БЫТЬ ДОБРУ, А НЕ ТОЛЬКО УСПЕХУ!..

Когда я только увидел репродукции картин петербургского художника Керима Рагимова (его дача в д. Гоголино) я подумал, что это плод очередной коньюнктуры, эпатаж публики. В хорошо известные, культовые полотна русской живописи, в мастерски исполненные копии: «Утро в сосновом бору» Шишкина, «Золотая осень» Левинана (фрагмент публикуется), «Грачи прилетели» Саврасова им были вписаны современные импортные ... внедорожники. Пояснения к этому проекту, приведенные в альбоме репродукций «Roadoff» («конец дороги»), показали, что проект имеет глубокий смысл. О самом художнике короткое вступление сделал его друг политолог Алексей Мусаков («Человек Года России» (2003 г.) в номинации «Политология»): «Что общит нас с Керимом Рагимовым, меня, Алексея Мусакова — питерского врача, юриста и экономиста по образованию, вот уже шестнадцать лет занимающегося политикой и политологией, и петербургского художника Керима Рагимова?

Ответ скрыт в некой мистике: вдохновение снизошло на Керима во Млеве. Млево — это село в Тверской губернии, в Удомельском районе (левитановские места, кстати) — где меня окрестили в очень раннем детстве. Во Млеве на реке под названием Мста (интересный корень, правда?) покоится старинная белокаменная церковь. Ничего прекрасней ее, кроме среднерусской природы, в округе не было, нет, и, наверное, не будет.

О каком вдохновении, снизошедшем во Млеве на православного Керима Рагимова я веду речь? Проект, тот проект, который реализован и предстал перед Вашими глазами. Внедорожники, вписанные — и вполне вписавшиеся — в русский пейзаж: в малороссийский (Куинджи), центрально-российский, московский (Саврасов), среднерусский (Левитан), общерусский (Шишкин). Возможны изменения и дополнения, но вписание внедорожников состоялось.

Цивилизация в Россию, на Святую Православную Русь пришла внедорожно и без боя. Когда бились, боролись, держались — это одно. А вот когда без боя вошли, начали переживать. И ведь переживаем, и перевариваются! В эпоху, когда удается или же нет наварить или наворить денег, все ЭТО Россия и переварит, и переворит.

...Не все ли мы корнями из Тверской (тварсткой) земли, с реки Мсты (мести)? Но крещеные в Белой церкви, чаем Любви и ее власти — по-православному, по-русски.

...Все Россия-матушка стерпит, все вытерпит, что — выродит, а что — возродит. Лишь бы рождала и рожала с Божией помощью, а Бог есть Любовь. Велик, видимо, Керим Рагимов в своем русском православном многокровном и скромном величии, недаром и озарен был вдохновением на земле среднерусской Тверской, будучи питерским. И пусть «Русское поле» воспевают не кровные только и столько, а духовные братья. И не случайно сегодня во главе «страны Ru» — питерский человек с тверскими православными русскими корнями. Ох, полагаю, не случайно! Но мы лишь предполагаем, а располагает Господь Бог. Пусть картины Керима Рагимова станут еще одним свидетельствованием сказанному. Быть добру, а не только успеху».

Одним словом, после нескольких веков безуспешного насильственного завоевания России западная цивилизация таки пришла на наши просторы. В данном случае импортный внедорожник (именно внедорожник!), предназначенный для преодоления бездорожья приехал ... и застрял посреди России. Т.е. картины художника это «умозрение в красках» - символ стойкости русской души к чужому , и пророчество-надежда - Россия переварила уже многие «великие учения» - даст Бог переварит и очередное чужебесие-наваждение.
Но это, так сказать, символы. И вот недавно, на зимней волчьей охоте, я вьяве наблюдаю картину Керима: ночь, заснеженный «шишкинский» сосновый бор, лесная дорога, костер и ... нелепая темная туша внедорожника «Лэнд Крузер», неведомо как оказавшийся посреди России в «левитановских» местах... 

Д.Л. Подушков


Редактор альманах «Удомельская старина» Дмитрий Леонидович Подушков