"Художник А.Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики"

Печать

«Это такой чистый мастер, которого можно сравнить только с иконописцами Древней Руси. Ученик Боровиковского, прекрасно владевший всеми достижениями европейской живописи. Мастер психологического портрета, тончайший интеллигент, близко знакомый с Карамзиным, Жуковским, Пушкиным, Гоголем. И вот именно ему было дано утвердить в русском искусстве народный, живой идеал красоты». Савва Ямщиков

Автор: Д.Л. Подушков

Издательство: ООО «Ирида-прос», В.Волочёк, 2013 г.

Тираж: 1.100 экз., 128 с., твёрдый переплёт, цветные иллюстрации.

Цена: 430 руб. с пересылкой

Условия: заказ на Интернет-адрес: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , перечисление денег на домашний адрес, пересылка по почте.

КНИГА  В  ФОРМАТЕ  PDF

 

Аннотация: В книге подробно описана жизнь Венецианова в Удомельском крае, раскрыта география Дубровского прихода времён Венецианова, состав и месторасположение соседних дворянских усадеб, биографии его друзей и соседей, обобщены сведения об удомельских учениках Венецианова: Г. Сороке, Ф. Славянском, И. Васильеве, Ф. Братском. Наряду с репродукциями картин, в книге опубликован уникальный материал: портреты соседей Венецианова, фотографии мест, связанные с его жизнью в деревне, карты местности…

В книге ВПЕРВЫЕ публикуются ряд портретов дворян Милюковых, которые предоставил именно для этой книги Государственный Исторический музей (Москва, Красная площадь). Портрет Н.П. Милюкова, хозяина крепостного художника Г.В. Сороки, соседа и корреспондента А.Г. Венецианова, Удомля и Тверская область увидит вообще впервые.

В Удомле книга продаётся в В Удомле книга продаётся в магазинах: отдел «КНИГИ» (ТЦ «Русь», м-н «Карлсон»), «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» (ул. Попова, д.24), Удомельский краеведческий музей (пр. Энергетиков, д. 2).

ОТЗЫВЫ на книгу:

Корнилова Анна Владимировна, составитель книги «Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике» (1980):

Сердечно благодарю Вас за книгу. Это просто царский подарок. Книга удивительная, со своим неповторимым лицом, тонкими наблюдениями и тем местным колоритом, которого так не хватает всем работам о Венецианове, которые писались до сих пор в обеих столицах. С удовольствием погрузилась в новые для меня, да и для всех, сведения.

Так хотелось бы самой подержать в руках приходские книги Дубровского погоста, прикоснуться к жизни Алексея Гавриловича и всего, что его окружало. Книга интересно и хорошо написана, в ней есть свой стиль и слышан голос автора, к тому же, она прекрасно издана полиграфически, а иллюстрации просто уводят в страну «венециановскую». Всегда хотелось представить себе как выглядело Софонково, Трониха, и что от них осталось. Теперь, хотя бы отчасти, с помощью Вашей книги, могу это осуществить. Многое стало понятнее. Представляю себе, сколько труда и долгих лет кропотливой работы, а главное любви к художнику вложено в этот уникальный труд. Низко Вам за это кланяюсь. Если уместно, я охотно написала бы небольшую рецензию, куда посоветуете.


Столбова Елена Игоревна, Государственный Русский музей, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи XVIII- 1 половины XIX века, 31 мая 2013 г.:

Ваша книга замечательная, одним из её достоинств является обилие иллюстративного материала, где портреты собраны по семейному признаку, а не по принадлежности музейным собраниям. Видна также Ваша горячая любовь к родной земле и её обитателям.

Венецианова мы все, безусловно, любим и ценим, причем Сорока практически наравне со своим учителем занимает место в «культурном пространстве» отечественного искусства. Во все выставки, посвященные России, во все страны мира ездили его работы - и «Флигель в Островках», и «Рыбаки», и другие. Обязательно их участие в выставках типа «Русская душа», «Крестьянский мир», «Красота русской женщины» и пр.


Кызласова Ирина Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор, сотрудник Государственного Исторического музея (1978-2008):

Книга превзошла самые смелые ожидания и умна и красива как живое существо - хочется ее погладить и положить под подушку.

Понимаю, СКОЛЬКО трудов положено на ее создание.


Сотрудники Отдела краеведческой литературы Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького:

Спасибо огромное за книгу! Она чудесная. Разумеется, сразу очаровывает изобразительный ряд и полиграфия. Но когда вчитываешься, то даже это великолепие отпускает. Венецианову с Вами всё-таки здорово повезло. Мы ещё не вполне насладились, но спешим с поздравлениями и благодарностями.


Каранова Л.А. (Москва):

Книгу получила и уже прочитала. Во-первых СПАСИБО. Книга понравилась и по оформлению, и по содержанию. Для себя нашла много нового. Лично мне, родившийся в Удомельском районе, выросшей в соседней с с. Венецианово деревне, было очень интересно. Обидно то, как мало внимания уделяется на местном уровне художнику с мировым именем, который так любил наши края! Не совсем забыты, но ЗАБРОШЕНЫ и Трониха и Сафонково.

Я искренне надеюсь, что Ваша книга поможет хоть что-то изменить. Может люди иначе посмотрят на свою малую родину и поймут, что это не только КАЭС, а еще и картины в лучших музеях страны и т.д.


Зам. директора Бежецкой библиотеки Е.В. Кукина:

Поздравляю с выходом новой книги. Книга о Венецианове чудная, красивая, серьезная. Спасибо за Ваш труд.

 


Иванов П.С. «Удомельские пенаты Венецианова», «Тверские Ведомости»: www.vedtver.ru/news/17792

 

Уже не один год замечаю: приходя в книжный магазин, беру в руки книгу, пролистываю и думаю: да, неплохо, интересно, были бы время и деньги – почитал бы, «погрыз» на досуге. И кладу обратно, утешаясь сократовским: как много в мире вещей, без которых можно обойтись! В самом деле, ну прочитал раз, другой. А потом? Место на полке не резиновое. И в итоге предпочтение при покупке новых книг отдаю альбомам: их всегда можно открыть и вкусно похрустеть красивыми страницами. А для специальной литературы и в библиотеку сходить нетрудно.

Издание альбомов – вещь дорогая и накладывающая особый груз на автора. Приходится думать за себя и – отчасти – за дизайнера: как будут сочетаться текст и иллюстрации, не много ли написал, не перегрузил ли текст научным аппаратом. А если уместить все, не слишком ли вырастет объем, не слишком ли высокой получится себестоимость книги? Кто ее сможет купить? Каждый автор краеведческой книги прекрасно знает, что, если его книгу купит богатый столичный книголюб, это хорошо, да не совсем. А вот если купит житель того края, о котором книга, тогда можно сказать, что книга вышла не зря.

Книгу, о которой пойдет речь, уже покупают. Это новое издание удомельского краеведа Дмитрия Подушкова «Художник А.Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики» (Вышний Волочек: «Ирида-прос», 2013).

Это альбом. Небольшой, 128 страниц, не слишком широкий по формату. Сказывается стремление автора следовать однажды выбранному макету, чтобы каждая новая книга становилась продолжением серии. Напомним, что до этого у Дмитрия Леонидовича вышли «Чехов и Левитан на Удомельской земле» (2010) и «Художник К.А. Коровин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии» (2011). Последняя, кстати, была отмечена в 2012 году литературной премией имени И.С. Соколова-Микитова. Книги изданы тиражом около тысячи экземпляров каждая. Как показывает практика, тиража не хватает, но тут уж – ограничения финансовые. Тем более что и книга о Венецианове увидела свет на средства, собранные автором из различных источников.

Говоря о своем новом детище, Дмитрий Подушков подчеркивает: «Вышедшая книга не столько даже о Венецианове-художнике, сколько о Венецианове – нашем земляке, о его удомельском периоде жизни». А что мы знаем об удомельском периоде жизни Венецианова? Да и вообще, много ли мы знаем о Венецианове?

Имя, конечно, известное. Имя, которое носит Тверское художественное училище. В Вышнем Волочке стоит хороший памятник Алексею Венецианову работы Олега Комова. Но много ли знает о художнике молодое поколение? Ведь для того, чтобы знать, надо однажды пережить хоть частичку того опыта, что заключен в полотнах Венецианова. А где его пережить, тот опыт, если места, в которых он жил и творил, не найти без проводников? Не найти ни Сафонкова, ни Тронихи, непросто добраться в иную погоду до погоста Дубровки (хотя и носящего теперь гордое имя «село Венецианово»). А добравшись, что там увидит турист? Памятник на сельском кладбище, храм, у которого почти всегда на дверях замок, да несколько дачных домов. Живая память о художнике, о том сельском мире, который он запечатлел на своих полотнах, – это только книги. В том числе и именно такие, как описываемая.

Книга Дмитрия Подушкова передана в школы и библиотеки района, продается в Удомле. По замыслу автора, она должна еще привлечь внимание туристов. Пусть так и будет.

Подушков – автор въедливый, неравнодушный, слог у него не официальный, не приглаженный. И без него достаточно искусствоведческих книг, где место и роль А.Г. Венецианова в русской живописи важно и снисходительно определены: ему «уступили» место в конце первой десятки мастеров первой половины XIX века, и больше за тематику, чем за мастерство. О Венецианове как педагоге, человеке большой доброты и душевной щедрости говорили мало, походя. О Венецианове же с такой стороны, как у Д.Л. Подушкова, – вообще не говорилось. И значит, читателя ожидают интересные открытия…